История селькупов
Селькупы принадлежат к народам самодийской языковой группы наряду с ненцами, энцами и нганасанами. Культура нарымских селькупов сложилась из разнородных элементов, присущих более ранним этническим общностям. Такая преемственность - характерная черта коренных народов Сибири. Благодаря этой особенности и верности традициям многие компоненты культуры сохранялись веками практически в неизменном виде.

В IV-V ВВ. н.э. на основе Кулайской культуры складываются несколько культур, с которыми связывают начало этнической истории отдельных самодийских и угорских народов. В Нарымском Приобъе на основе кулайских традиций формируется Рёлкинская культура раннего средневековья (VI-IX вв. н.э.), которая, вероятно, перерастает в средневековую культуру предков современных селькупов.

Этноним "селькуп" образован от самоназвания северной (тазово-туруханской) группы - сёлькуп, В переводе это слово означает "лесной человек" (сёль - лесной, куп - человек). Первоначально применялось как этнографический термин для обозначения северной группы селькупов (с 30-х годов ХХ в.), в то время как у южных селькупов это название утвердилось лишь в последние десятилетия. Финский этнограф М.А. Кастрен, впервые выделивший селькупов в отдельную народность, присвоил им название "остяки-самоеды" - по сходству образа жизни с остяками (хантами) и языковому родству с самодийцами (ненцами). В этнографической литературе этот термин применялся с конца XIX до начала XX вв.

Исторически селькупы представляют собой множество отдельных групп, каждая из которых имеет свои диалект и особенности хозяйствования. по языковому признаку разделяются группы чумылькуп, шёшкуп, сюссыкум и др., В зависимости от места проживания и преобладания охоты или рыбалки возникло разделение на лесных жителей (маджилкуп), обитавших на обских протоках, и обских - колтакуп.

Значительное влияние на этническое и культурное развитие селькупов оказало освоение Нарымского и Томского Приобья русскими. Сибирские племена всегда поддерживали контакты с народами запада и востока, в основном, с торговыми целями. В XI веке первыми из русских, кто вступил в контакт с населением Сибири, были новгородские купцы. В XII веке новгородцам платили дань жители Югры (в русских источниках XI в. так называлась территория крайнего северо-востока Европы. До XVII в. термин "югра" применялся к населению Западной Сибири). Постепенно купцы, землепроходцы, служилые люди, преследуя свои интересы, все дальше проникали на территорию Сибири. В правление Ивана Грозного начинает проводится государственная политика по присоединению Сибири к России. За Урал снаряжались и отправлялись вооруженные отряды с целью изучения территории и населения Сибири. Поход Ермака (1581-1585) принес победу над Сибирским ханством во главе с ханом Кучумом и открыл путь в Восточную Сибирь. Однако в Западной Сибири русские утвердились лишь при Борисе Годунове. Для закрепления новой территории в составе России проводилась политика возведения городов-крепостей. В 1596 году русские основали на территории расселения южных селькупов острог Нарым.

В Среднем Приобье русские переселенцы встретили крупное объединение - Пегую орду, во главе которого стоял князец Воня. Под его предводительством было около 400 человек войска, состоявшего из местных жителей. На требование о выплате ясака и присоединении к российскому государству предводитель Пегой орды ответил отказом. В 1598 году русское войско в составе 550 служилых людей сумело разгромить Воню и укрепить свои позиции на этой территории. После исчезновения серьезной опасности начинается расселение пришлых людей на территории Нарымского края.

© МБУК "Межпоселенческая библиотека" Парабельского района
e-mail: parlibrary@parabel.tomsknet.ru
This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website